Современные методы обучения

Актуальность курса
Учебная программа дисциплины «Современные методы обучения» предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 030100 Математика с дополнительной специальностью

Учебная дисциплина «Современные методы обучения» является дисциплиной вузовского компонента, формирующей теоретические знания и практические умения профессиональной подготовки специалиста.

Особенности курса. Занятия курса включают лекционный цикл, практические занятия, а так же самостоятельную работу студентов.
С целью организации самостоятельной работы студентов в планах лекционного курса дан перечень вопросов, для самостоятельного изучения. Контроль за изучением данных вопросов проводится на занятиях (включение в планы практических занятий данных вопросов), на контрольных работах, зачетах, экзаменах.
На лекционных занятиях студентам излагаются общие вопросы, связанные с использованием современных информационных технологий в преподавании.
На практических занятиях студенты углубляют и расширяют знания по СМО, получают возможность овладеть уме­ниями точно и доказательно выражать свои мысли по предмету, вести дискуссию. На семинарских занятиях развивается творческая активность и самостоятельность студентов, укрепляется их интерес к предмету и научным исследовани­ям, научно-практические положения связываются с практиче­ской деятельностью.
Форма контроля: контрольная работа, зачет, экзамен.
В части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника, дисциплина  «Современные методы обучения» базируется на следующих дисциплинах: «Психология», «Педагогика», «Информатика», «Теория и методика обучения информатике».

Цели изучения дисциплины: развить и углубить общие представления студентов о современной концепцией инновационного обучения в школе.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о современных технологиях обучения информатике в школе.
ЗНАТЬ:
  • пути и перспективы глобальной информатизации в сфере образования;
  • современные педагогические технологии;
  • современные методы обучения.
УМЕТЬ:
  • самостоятельно разрабатывать технологии обучения;
  • анализировать эффективность использования современных методов обучения на уроках информатике и при подготовке к нему;
  • выбирать современные методы обучения;
  • использовать современные информационные технологии в подготовке и преподавании дисциплин школьного курса информатике.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Необходимость технологического подхода к обучению. Понятие о педагогической технологии, ее сущность, основные параметры признаки, уровни функционирования. Общие вопросы внедрения технологий образования в процесс обучения информатики в средней школе.
Личностно ориентированное обучение. Формирование целостной личности как одна из приоритетных задач современного школьного образования.
Дифференциация обучения как способ реализации личностно-ориентированной парадигмы школьного образования. Исторические аспекты дифференцированного обучения в школе. Особенности профильной и уровневой дифференциации содержания обучения. Профильное обучение: элективные курсы по информатике в классах различной профильной ориентации.
Развивающее обучение. Краткая характеристика различных систем развивающего обучения и их использование в преподавании школьного курса информатики.
Совершенствование системы контроля и оценки знаний учащихся в условиях гуманизации общего образования. Использование технологии «портфолио» в обучении информатике. Структура, содержание, оценка учебного портфолио. Алгоритм запуска учебного портфолио. Методическая разработка портфолио. Единый государственный экзамен по информатике.
Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников. Классификация дидактических игр. Основные структурные компоненты дидактической игры. Вопросы организации дидактических игр при обучении. Деловые игры: сущность, структура и правила. Технология деловой игры. Принципы организации учебных деловых игр.
Проблемное обучение информатике: организация, достоинства и недостатки. Система методов проблемного обучения.
Технология обучения через задачи. Обучение школьников поиску решения задачи.
Технология модульного обучения. Концепция модульной технологии обучения в системе образования. Сущность и принципы модульного обучения. Определение понятия «модуль», структура модуля. Использование модульной технологии в обучении. Конструирование учебных элементов в системе модульного обучения.
Технология КСО (коллективные способы обучения). Варианты организации работы в парах сменного состава. Конструирование учебных элементов в технологии КСО.
Метод программированного обучения. Методологические основы компьютеризации в сфере образования.
Учебно-исследовательская работа учащихся: содержание и организация. Проектная технология. Структура и содержание проектной деятельности. Метод учебных проектов. Проектные уроки как форма интеграции знаний.
Технология развития критического мышления (ТРКМ). Понятие «критическое мышление» и его характеристики. Структура ТРКМ.

Тематика практических и лабораторных занятий

ЗАНЯТИЕ № 1

Современные образовательные технологии

Вопросы  для обсуждения

  1. По книге Селевко Г.К. подготовить сообщение о любой педагогической технологии. (В рамках группы представляемые педагогические технологии не должны пересекаться).
  2. Проанализировать представляемую в сообщении технологию на предмет её применения в курсе школьной информатики.
Литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998
ЗАНЯТИЕ № 2

Коллективные методы обучения

Вопросы для обсуждения

  1. КСО. Их методика.
  2. Наиболее применимые в информатике КСО.
  3. Применив методику изучения текстового учебного материала, изучить текст, предложенный преподавателем. Сделать вывод о целесообразности применения данной методики на уроках информатики.
  4. Разработать карточки для осуществления методики «взаимообмен заданиями» по любой из тем школьной информатики (не менее 10 различных карточек).
  5. Провести сравнительный анализ ГСО и КСО (самостоятельная работа).
ЗАНЯТИЕ № 3

Игровой компонент в обучении информатике

Вопросы для обсуждения

  1. Структура игрового компонента в обучении информатике (игры, головоломки: кроссворды, ребусы).
  2. Компьютерные игры, их место в обучении информатике.
  3. Деловые игры в обучении информатике.
  4. Разработать конспект урока-игры (дидактической или сюжетно-ролевой) по любой из тем школьной информатики.
  5. Создать 3-5 ребуса по информатике в соответствии с существующими правилами их составления.

Литература

1.      Журнал «ИНФО».
2.      Газета «ИНФОРМАТИКА».
ЗАНЯТИЕ № 4

Информационный подход к обучению

Вопросы для обсуждения

1.      Алгоритмизация
2.      Компьютеризация
3.      Оптимизация
4.      Интенсификация
5.      Программированное обучение
6.      Разработать шаг обучающей программы

ЗАНЯТИЕ № 5

Метод проектов в обучении информатике

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика, классификация, этапы организации работы над  учебными проектами.
  2. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень учебных телекоммуникационных проектов по заданному школьному предмету.
  3. Разработать учебно-методический проект по заданной преподавателем теме школьного курса информатики, содержащий следующие компоненты:
-          цели обучения;
-          детальное изложение содержания учебного материала;
-          формы и методы обучения;
-          краткая характеристика средств обучения;
-          методические рекомендации для учителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1.         Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Академия, 2003.
2.         Журнал «Информатика и образование».
3.         Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. – М.: Бином, 2005.
4.         Окулов С.М. Информатика. Развитие интеллекта школьников. – М.: Бином, 2008.
5.         Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: Бином, 2008.

Дополнительная
6.         Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении (Содержание и контроля за качеством знаний и способов деятельности учащихся) //Завуч. – 2004. - № 8 – С. 122 - 125.
7.         Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики. // Школьные технологии – 2005 -№1 – с. 181-195.
8.         Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. – С. 179 – 185.
9.         Загвязинский Э. Как мы пришли к проектному обучению // Директор школы, 2004, № 9.
10.     Мамигонова Т. А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / Под ред. Т. И. Шамовой. – М., 2007.
11.     Метод учебных проектов // Естествознание в школе, 2005, № 4, с. 25 – 31.
12.     Никифорова М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии // Математика в школе. – 2005. - № 6. – С. 73 – 78.
13.     Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1, с.39 – 46.
14.     Рыбина О. проектная деятельность учащихся в современной школе // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004, № 1, с. 46 – 49.
15.     Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Б-ка журнала Директор школы. – вып. 8. – 2003.
16.     Сенновский И. Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. – М., 1995.
17.     Уленко Т.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе, 2004, № 12.
18.     Шишов С.Е., Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2, с.17 - 23.
19.     Щербо И. Бросок вперёд или Второе пришествие метода проектов // директор школы, 2003, № 7.
Средства обучения
          http://school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
          http://www.edu.ru/modules.php (коллекция цифровых образовательных ресурсов)
          http://int/1september.ru (газета "Информатика")
          http://www/phis.org/ru/informatika (учебные материалы для учителя и учащихся)


МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО ПРОМЕЖУТОЧНОГО
И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Перечень вопросов для самоконтроля
1)     Теоретические характеристики методов обучения информатике.
2)            Общедидактические и частнометодические методы обучения в информатике.
3)            Классификации методов обучения.
4)            Технологии личностно-ориентированного образования.
5)            Коллективные методы обучения в информатике. История вопроса. Актуальность коллективных способов обучения.
6)            Групповые технологии.
7)            Активные методы обучения. Понятие «активное обучение». Классификация активных методов обучения.
8)            Характеристика основных активных методов обучения (проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, деловая игра и т.п.).
9)            Проблемное обучение. Основные функции и признаки проблемного обучения. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Организация проблемного обучения информатике.
10)      Основы программируемого обучения.


Образец варианта контрольной работы
1)     Дать характеристику данной технологии обучения. Проблемное обучение. Основные функции и признаки проблемного обучения. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения. Организация проблемного обучения информатике.
2)            Составить модуль по теме «Основы логики» на 10 – 12 часов. Предусмотреть варианты задачного материала различного уровня сложности с решением, для различных этапов урока.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление полученных знаний и навыков, их систематизация.
Самостоятельная работа включает в себя:
1)      изучение некоторых прикладных вопросов курса,
2)      подготовку к практическим занятиям,
3)      составление портфолио.
На самостоятельной работе необходимо повторить теоретические вопросы лекционного занятия. При повторении каждого вопроса выбирается какой-то один базовый источник знаний, учебное пособие, учебник, конспект лекций. Как правило, за основу принимается личный конспект по дисциплине, который затем наращивается недостающими элементами знаний, умений применять эти знания к решению практических задач.
Результаты самостоятельной работы предъявляются преподавателю перед зачетом или экзаменом.

Тематика портфолио
1.      Метод проектов.
2.      Технология тестирования.
3.      Технология портфолио.
4.      Модульная система обучения.
5.      Технология рефлексивного обучения.
6.      Средства новых информационные технологий в системе обучения.
7.      Организация самостоятельной работы учащихся.
8.      Телекоммуникационные технологии в системе обучения.
9.      Игровые технологии в обучении.
10.  Возможности гипермедиа технологий в сфере образования.
11.  Технология развития критического мышления.
12.  Информатизация образования.
13.  Интерактивные технологии обучения.
14.  Электронные учебники.
15.  Программные средства учебного назначения.
16.  Рейтинговая система оценивания результатов обучения.
17.  Компьютерное тестирование.
18.  ЕГЭ.
19.  Активные методы обучения.
Темы для лабораторных работ.
1.      Создание электронного журнала.
2.      Создание тестирующей программы.
3.      Создание имитационного комплекса для начальной школы.
4.      Создание виртуального журнала.
5.      Создание виртуального музея информатики.
6.      Создание электронной рабочей тетради по программированию.
7.      Виртуальный лабораторный комплекс.
8.      Математический тренажер.
9.      Создание образовательного портала для учителей информатики.
10.   Создание базы данных ученики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Перевести на другой язык

EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

Информер