Теория и методика обучения информатике

Содержание дисциплины

  1. Введение. Предмет методики преподавания информатикиИнформатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Предмет и задачи методики преподавания информатики как учебной дисциплины. Связь методики преподавания информатики с наукой информатикой, психологией, педагогикой. Требования к подготовке современного учителя информатики.

  2. История внедрения курса ОИВТ в средние учебные заведения. Этапы внедрения основ кибернетики, программирования, основ ВТ и курса ОИВТ в содержание школьного образования. Концепция и проекты информатизации образования. Региональные программы информатизации образования.

  3. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Необходимость введения информатики в общее среднее образование, цели и задачи обучения информатике в российской школе.  Общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики (компьютерная грамотность, образованность, культура. Формирование научного мировоззрения, подготовка к трудовой деятельности, развитие мышления, воспитание учащихся в процессе изучения информатики);  влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.

  4. Структура школьного курса информатики Принципы, положенные в основу построения курса информатики. Пропедевтический, базовый и профильный этапы овладения основами информатики в процессе обучения в школе.

  5. Содержание школьного образования в области информатики Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики. Построение непрерывного курса информатики. Содержательные линии школьного курса

  6. Стандарт школьного образования по информатике. ФГОС. Общие положения: характеристика образовательной области; цели изучения образовательной области; место образовательной области «Информатика» в учебном плане школы. Стандарт по основным содержательным линиям курса (линия информационных процессов; линия представления информации; алгоритмическая линия; линия исполнителя (компьютера); линия формализации и моделирования; линия информационных технологий), оценка выполнения требований стандарта.

  7. Планирование учебного процесса по информатике Требования к программе по информатике. Характеристика разделов программы по информатике.

  8. Оборудование школьного кабинета информатики. Кабинет информатики, его оборудование и функциональное назначение. Требования, предъявляемые к кабинету информатики. Правила техники безопасности при работе на ЭВМ. Комплексный характер использования средств обучения в школьном кабинете информатики и вычислительной техники.

  9. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса. Школьные учебные пособия по информатики. Методические пособия для учителей информатики. Элективные курсы по информатики. Педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.

  10. Программное обеспечение по курсу информатики. Состав программного обеспечения класса ВТ. Операционные системы школьных ПК. Обзор языков программирования (язык как средство информатики, Бейсик, Паскаль, УАЯ, КуМир, Лого, Си). Средства информационных технологий (средства обработки текстов, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, телекоммуникации). Обучающие программы, их дидактические функции (предъявление информации, формирование и тренировка умение, контроль, поддержка творческой деятельности)

  11. Методы преподавания и изучения информатики. Методы этапа восприятия и первоначального усвоения. Методы этапа усвоения и воспроизведения, (закрепления, диагностики и получения обратной информации). Методы этапа учебно-творческого выражения.

  12. Организация инклюзивного обучения на уроках информатики. Дидактические принципы инклюзивного обучения. Особенности формирования образовательной среды и применения интерактивных технологий («кейсметод», «портфолио») в инклюзивном обучении.

  13. Индивидуализированное обучение информатике в российской школе. Специфика учёта особенностей личности учащихся в процессе обучения информатике. Формы и методы индивидуализированного обучения информатике на различных этапах (пропедевтическом, базовом, профильном).

  14. Организация проверки и оценки результатов обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся.  Шкалы оценок.

  15. Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах. Цели и содержание пропедевтического курса информатики. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их сравнительный анализ, тематическое планирование. Учебно-методическое обеспечение пропедевтического курса информатики. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников: психолого-педагогические аспекты преподавания пропедевтического курса, игра как основная форма обучения, сюрпризные моменты, наглядные пособия, активизация анализаторов.

  16. Преподавание базового курса школьной информатики. Цели и содержание базового курса информатики. Программы базового курса, их сравнительный анализ. Тематическое планирование. Учебно-методическое обеспечение базового курса. Организация обучения информатике в базовом курсе. Урок - основная форма организации учебной работы по информатике, особенности уроков информатики на базе классов персональных ЭВМ, объединенных в локальную сеть. Сочетание различных форм организации учебного процесса в зависимости от характера используемого программного обеспечения.

  17. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Продолжение образования в области информатики в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию. Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов. Примеры программ «фундаментальных» и «прикладных» профильных курсов, их тематическое планирование.

  18. Внеклассная работа по информатике. Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. Кружки по информатике. Олимпиады по информатике и подготовка к ним. Экскурсии по информатике, их значение, виды, планирование, организация и методика проведения экскурсий. Другие формы дополнительной работы по информатике (декады, конференции, КВН и др.).

  19. Научно-методические основы линии «Информация и информационные процессы». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика введения основных понятий; методика формирования у учащихся первоначальных представлений о получении, передаче, использовании и хранении информации.

  20. Научно-методические основы линии «Представление информации». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика формирования у учащихся знаний о количественной оценке информации, единицах количества информации; языке как способе представления информации; методика обучения элементам математической логики в курсе информатики

  21. Научно-методические основы линии «Формализация и моделирование». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика изучения основных принципов формализации; обучение построению и использованию компьютерных моделей; изучение этапов решения задач с использованием ЭВМ

  22. Научно-методические основы линии «Алгоритмизация и программирование». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика изучения раздела «Основы алгоритмизации»; методика изучения раздела «Основы программирования».

  23. Научно-методические основы линии «Компьютер и его программное обеспечение». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика изучения функциональной организации компьютера и принципов работы его основных устройств; - изучение основных видов программного обеспечения ЭВМ: разновидностей базового программного обеспечения (операционных систем), принципа работы трансляторов, инструментальных программных средств, языков программирования, прикладных программ.

  24. Научно-методические основы линии «Информационные и коммуникационные технологии». Содержание учебного материала; требования к уровню подготовки учащихся; методика изучения операционных систем; методика изучения текстового редактора; методика изучения графических редакторов; методика изучения электронных таблиц; методика изучения СУБД; методика изучения назначения и возможностей сетей различных типов, методика изучения технологий мультимедиа.

  25. Единый государственный экзамен по информатикеСтруктура работы. Критерии оценивания заданий. Методика подготовки к итоговой аттестации по информатике.


5 семестр

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

самостоятельная работа

1

Введение. Предмет методики преподавания информатики

12

2

4

6

2

История внедрения курса ОИВТ в средние учебные заведения

12

2

4

6

3

Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики

12

2

4

6

4

Структура школьного курса информатики

18

2

10

6

5

Содержание школьного образования в области информатики

18

2

10

6

6

Стандарт школьного образования по информатике. ФГОС

18

2

10

6

7

Планирование учебного процесса по информатике

18

2

10

6

8

Оборудование школьного кабинета информатики

18

2

10

6

9

Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса

18

2

10

6

ИТОГО

144

18

72

54

 


6 семестр

 

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

самостоятельная работа

1

Программное обеспечение по курсу информатики

16

2

8

6

2

Методы преподавания и изучения информатики

16

2

8

6

3

Организация инклюзивного обучения на уроках информатики.

16

2

8

6

4

Индивидуализированное обучение информатике в российской школе

16

2

8

6

5

Организация проверки и оценки результатов обучения

16

2

8

6

6

Преподавание пропедевтического курса информатики в начальных классах

16

2

8

6

7

Преподавание базового курса школьной информатики

16

2

8

6

8

Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы

16

2

8

6

9

Внеклассная работа по информатике

16

2

8

6

 

7 семестр

 

п/п

Разделы и

темы

Всего

часов

Формы занятий

лекции

практические занятия

лабораторные занятия

самостоятельная работа

1

Научно-методические основы линии «Информация и информационные процессы»

27

2

10

15

2

Научно-методические основы линии «Представление информации»

27

2

10

15

3

Научно-методические основы линии «Формализация и моделирование»

27

2

10

15

4

Научно-методические основы линии «Алгоритмизация и программирование»

29

4

10

15

5

Научно-методические основы линии «Компьютер и его программное обеспечение»

22

2

10

10

6

Научно-методические основы линии «Информационные и коммуникационные технологии»

24

4

10

10

7

Единый государственный экзамен по информатике

24

2

12

10

 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Перевести на другой язык

EnglishFrenchGermanSpainItalianDutchRussianPortugueseJapaneseKorean ArabicChinese Simplified

Информер